Девочка, которая кричала: «Волки!» (2020, сериал)
Этот датский мини-сериал сперва очень напоминает драму "охота" с Мадсом Миккельсеном. И впоследствии оказывается скандинавской рифмой к американской «Большой маленькой лжи».
Скандинавия-это тихий омут. На экране разворачивается обыденный быт самой обычной на первый взгляд семьи. Мать, отец, старшая дочь-подросток и малый сын возраста младшей школы. Но четырнадцатилетняя Холли почему-то очень замкнута и никогда не улыбается. Как - то она поднимается по лестнице и сквозь дверную щель в спальне видит страстный секс родителей (рыжеволосый крепыш Симон ей не отец, а отчим, и кажется, она его недолюбливает..., видимо, просто ревнует, как все дети). Впоследствии школьный учитель вызывает социального работника (Бьярне Генриксен из первого сезона хитового детективного сериала "Убийство«, который, кстати, также снимался в упомянутой» охоте") и выказывает беспокойство: что-то с этими детьми не так. В произведении, что был домашним заданием на выходные, Холли от третьего лица описала то ли вымышленный, то ли реальный случай жестокости и насилия: «... а потом он сильно швырнул ее в книжные полки...». А ее младший брат Тео будто мальчик веселый и общительный, и довольно странный..., постоянно носит на лице самодельные маски монстров, будто пытается спрятаться от чего-то, постоянно рисует монстров и вообще одержим разными чудовищами.
Холли признается социальному работнику, что написано в произведении – то лично о ней, что отчим якобы бьет и ее, и брата. На ней нет никаких синяков, но у мальчика сломана рука. При этом Тео говорит, что Холли врет, потому что не любит его отца, и что руку он сломал на детской площадке, упав с лестницы или горки. Соцработник, не имея никаких фактов, кроме написанных и сказанных слов девушки (которые вполне могут быть клеветой или просто художественным вымыслом), решает довериться чуйке и в тот же день забирает обоих детей. На время расследования Холли и Тео отправляются в приемную семью, а над Симоном (что находится в шоке от того, что заявила Холли и что вообще происходит) нависает угроза уголовного дела. Жена (воспитательница в детсаду) полностью поддерживает мужа и утверждает, что дочь говорит абсолютную неправду, потому что имеет привычку выдумывать, как все дети.
Итак, сперва сюжет выглядит, как драматическая история в «Охоте», где малое девчонка через обычную детскую обиду обвинило воспитателя детсада в исполнении Миккельсена в якобы развращении, и против учителя настроились социальные службы, полиция, родители других детей, соседи, друзья, весь город. Примерно так же выглядит и ситуация в сериале. К тому же на ложь со стороны девушки прозрачно намекает и само название, является отсылкой к басне Эзопа про мальчика-пастуха, который кричал «Волки!": он много раз обманывал своих односельчан, которые прибегали на крик, но волков не было, а потом, когда волки пришли на самом деле, парню уже никто не поверил и не пришел на помощь. Но трактуя эту аллюзию, нельзя впускать последний акт: волки все же рано или поздно появились.
Если «Охота» сразу показывало невиновности оклеветанного главного героя, и зрителей не мучили ни сомнения, ни дилемма насчет симпатии и сопереживание протагонисту, то тут сценарий составлен несколько сложнее: вплоть до шестой из восьми серий мы представления не имеем, кто прав, а кто виноват, и что вообще творится за дверью этой вполне благополучной на первый взгляд семьи. Якобы на ровном месте составляется беспомощна, неразрешимая задача, с которой совсем нет пути-выхода и нет ни одного верного решения. И вполне можно понять возмущение, ярость, потрясение, «праведный гнев» родителей, у которых без суда и следствия отобрали детей. И так же можно понять радикальные действия соцработника, у которого уже был трагический опыт: отец, обвиненный в домашнем насилии, не был вовремя изолирован и в итоге убил и детей, и жену.
Юная Флора Офелия Гофманн Линдаль, сыгравшая таинственную Холли, - настоящее сокровище этого проекта. Она сразу намеренно якобы не нравится зрителю и похожа на девушку, которая явно врет. И одновременно ее болезненная бледность, закрытость, меланхоличность, молчаливая тоска указывают на душевный недуг, очень древний и очень глубокий. Холли-сплошная загадка, которую максимально долго не удается сообразить и разоблачить.
Так же невозможно понять и разоблачить, выудить крепко прибитую к самому дну правду об этой» обычной " семье. Тонкими ювелирными окольными путями авторы сериала подводят к мысли, что за закрытыми дверями "нормальных" семей, за красивым фасадом "нормальных" родителей, где мужчина дарит любимой женщине букеты роз без праздника и повода, где присутствует пылкий секс и скрепляет сплоченность, единство мнений и позиций, где двое горой друг за друга и производят впечатление идеальных, несокрушимых отношений..., могут скрываться самая черная гниль и самая ядовитая токсичность. Прятаться так хорошо, что и сами субъекты отношений не понимают, не осознают ее присутствии и разрушительной силы, до последнего настаивая на «нормальности» «ненормального».
«Большая маленькая ложь» не давала агрессору шанса на исправление. И герой Бьярне Генриксена тоже сперва говорит: "Я знаю таких, как вы. И я бы всех вас пересажал». Но в конце концов толерантно-умеренные скандинавы тяготеют к лечению больного зуба вместо быстрого удаления, чтобы когда-нибудь таки разорвать порочный круг издавна установленной системы, в которой неясно, что было первым: курица или яйцо. Мужчины бьют женщин, потому что когда-то сами росли в семьях, где отец бил мать. Эти мужчины воспитывают ребят, которые с детства наблюдают за тем, как папа избивает маму. Они вырастают в мужей, избивающих жен... и так далее и далее, и далее ... в финале малый Тео нападает и тянет за волосы парня-сверстника. Возможно, маска монстра уже стала его лицом. Но параллельно где-то в другой комнате за закрытой дверью коренастый крепыш искренне плачет, потому что не хочет быть таким, какой есть.