Сэм Рэйми рассказал о новом фильме про Зловещих мертвецов
Уже 9 июня на экранах появится Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия (2022), поэтому мы решили приурочить новый выпуск» Полуночного сеанса" режиссеру ленты — Сэму Рейми. Несмотря на то, что самой известной работой постановщика до сих пор остается трилогия о Человеке-пауке с Тоби Магвайром, свой культовый статус в мире кино он заслужил дебютным фильмом — «зловещими мертвецами», о которых Саша с Никитой и говорили в подкасте.
А в дополнении к аудиоверсии держите небольшой материал о том, как дилогия Рейми изменила не только кино, но и мир развлечений в целом.
Несмотря на популярное мнение о том, что фильмы ужасов — это кровь, отвратительные спецэффекты, да и вообще это низкопробное кино, такой подход к горорам лишь отчасти правильный. Мы уже писали о том, что на самом деле фильмы ужасов по своей сути очень социально-политический контент, который отталкивается от актуальных страхов людей.
К началу 70-х годов горори считались устаревшим и второстепенным жанром — власть монстров над Голливудом, которая держалась на фильмах Universal, закончилась еще в 40-х годах и с тех пор людей пугали разве что научно-фантистичні фильмы вроде «Похитителей тел». Такое изменение динамики объяснялась в первую очередь кодексом Гейза и консервативностью американского проката — для того, чтобы вывести кино в широкий прокат и заработать много денег, нужно было отвечать многочисленной количества пуританских установок, которые шли в разрез с самой концепцией горорів.
Поэтому жанр переехал в полу-любительский кинематограф категории Б и ниже, где можно было развлекаться с простыми сюжетами, не рассчитывая на многое внимания. Для любителей "высокого" искусства в 60-х появилась британская студия Наммег, которая переснимала фильмы о монстрах на свой лад, подарив миру Дракулу Кристофера Ли и Франкенштейна Питера Кушинга.
Все изменилось в 1968 году, когда Роман Полански, благодаря отмене кодекса Гейза, смог получить максимум внимания к «Ребенка Розмари» — картины, которая стала успешной не только среди зрителей, но и среди вполне серьезных критиков.
Как результат, в 70-х Голливуд начал активнее делать ставку на фильмы ужасов. Сначала огромную кассу заработал «Экзорцист», фактически став первым блокбастером (до «Челюстей» еще оставалось три года), затем мир увидел «Омена» и ремейк «Похитителей тел» с Кифером Сазерлендом. Поэтому в конце десятилетия было два варианты: или ты снимаешь дорогой горор, или ты снимаешь трэш категории Б для себя и друзей.
Все снова изменил Джон Карпентер.
Кровавые франшизы
Джон Карпентер был не первым, кто снял авторский низкобюджетный хоррор — таких в 70-х было много (например, Вес Крейвен). Также он был первым, кто снял слэшер — здесь пионером остается Хичкок из «Психо», после которого было достаточно попыток повторить успех (то же «Черное рождество», которым вдохновлялся Карпентер). Но именно «Хэллоуин» стал тем фильмом, который показал, что даже низкобюджетный фильм может стать большим хитом.
Культовая лента Карпентера показала, что ты можешь совместить «высокий» горор с «низким», сняв за мизер настоящего конкурента крупным голливудским студиям. Это отличало его от «Техасской різнанини бензопилой» Тома Хупера, которая поразила всех еще в 1974 году, но получила скорее не широкую, а культовую славу.
За два года, вдохновившись успехом истории о Майкле Майерсе, на экраны вышел другой знаковый слэшер — «Пятница, 13» от Шона Каннингема. Позже именно этот фильм, вместе с» Хэллоуином «и» Кошмаром на улице Вязов«, превратит гороры в» кровь, отвращение и низкий жанр " благодаря многочисленным продолжениям.
Но легендарный фильм о Фредди Крюгере не появился бы на экранах, если бы в 1981 году Сэм Рейми не выпустил «Зловещих мертвецов», сделавших следующий, после «Хэллоуина» шаг.
Как " Зловещие мертвецы» изменили кино
Если «Хэллоуин» показал, что горор не должен быть дорогим, чтобы быть популярным и успешным, то «Зловещие мертвецы» показали, что фильм ужасов вообще не должен иметь какие-то рамки, чтобы завоевать сердца целой армии фанатов.
Несмотря на то, что ни первая, ни вторая часть дилогии Сэма Рейми не принесли столько денег, даже как «Техасская резня», эти ленты стали невероятно важными именно для индустрии.
Молодые и не только молодые режиссеры неожиданно для себя поняли, что «высокий» горор и трэш можно смешать и результат может не отпугнуть, а заинтересовать аудиторию. Рейми снимал не просто фильм ужасов, он первым начал деконструировать жанр, экспериментировать с ним и смешал его с комедией.
Именно благодаря Рэйми Уэс Крейвен взялся за» Кошмар на улице Вязов«, а затем вдохновленный второй частью» Зловещих мертвецов «привел метамодернизм в фильмы ужасов своей франшизой»криков".
Отсутствие рамок в фильме и любительский подход к спецэффектам вдохновил целое поколение режиссеров на то, чтобы взять в руки камеру и снимать. Об этом говорил Питер Джексон, который благодаря Рэйми решился снять свой Braindead, это утверждает Эдгар Райт, для которого» Зловещие мертвецы «были вдохновением для» Зомби по имени Шон " — большинство низкобюджетных трэш-гороров о зомби, снятых с 90-х и до сих пор являющихся следствием работы Сэма Рейми.
Но подождите, это еще не все!
Как " Зловещие мертвецы» изменили мир развлечений
Еще один новаторский крон франшизы, который только развился в третьей части (речь об «Армии тьмы») — это то что Эш, в отличие от предыдущих героев слэшеров, был вынужден не просто спасать свою жизнь, а вступить в активный бой с дедайтами, да еще и при этом вооружиться бензопилой вместо руки.
Такое безумие не могло пройти мимо индустрии развлечений. И если в 80-х оно только сформировало сообщество вокруг франшизы, которая неожиданно разрослась в фильмы, игры и сериалы, то в 90-х «Зловещие мертвецы» поспособствовали созданию сразу двух культовых видеоигр — Doom и Duke Nukem.
Центральная идея Doom была частично занятая как раз у детища Сэма Рэйми — просто Эша заменил Думгай, который рубил демонов в бесконечных коридорах. А вот Duke Nukem обязан герою Брюса Кэмпбелла характером самого Дюка Нюкема. При этом игра настолько активно цитирует Эша, что Кэмпбелл даже думал о создателях культового шутера.
Идея безумца, вступающего в борьбу с неизвестными покручами существенно освежила жанр зомби-фильмов, где после Джорджа Ромеро мертвецы воспринимались чем-то неотвратимым. И "Обитель зла», и «Зомбиленд», "армия мертвецов" Зака Снайдера и все современные игры в этом жанре несут в себе частичку идей Сэма Рейми.