ТОП ГАН МЕВЕРІК (TOP GUN: MAVERICK)

Вполне очевидно, что режиссер Джозеф Косински (который ранее уже снимал Тома Круза в научной фантастике «Мир забвения») не просто сделал продолжение культового «Лучшего стрелка», чтобы студия нажилась на очередном сиквеле старой доброй классики, а сделал кино с душой, исполненное настоящей любви к оригиналу. И нет никакого сомнения, что постановщик и сам обожает ленту 1986 года. Обожает каждый ее кадр и ее особое настроение, в котором органично зміксувалися патриотизм, молодость и легкость, страсть к любимому делу, жажда скорости и высоты, молодецкое трюкачество, мечты и желания буквально и фигурально летать, драма мучительной потери, мужская дружба, мужское соперничество, тестостеронність, дерзость, чистая американистость в хорошем смысле слова и действительно нежная, красивая романтика.

И в который раз совершенно очевидно, что Том Круз – не только «лучший стрелок» (даже почти через сорок лет после выхода первой картины), а лучший образец эталонной голливудской работоспособности; необычайной, запредельной эксергии... и доподлинный, истинный гуру культуры духа и тела. Поэтому абсолютно заслуженно в этом году актер не только показал свой новый фильм на самом престижном кинофестивале планеты – в Каннах, но и получил почетную «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф. И очень круто и совершенно справедливо, что " Топ Ган: Мэверик» не только растопил бронированные сердца критиков, но и сплотил миллионы фанатов и среди прочего у себя дома, на родине из звездочек и полосочек, стал самым кассовым фильмом за всю впечатляющую и значительную карьеру почти шестидесятилетнего актера. И наверное, все-таки стоило так долго ждать этого продолжения, что снова и снова отсрочивалось из-за пандемии (а у нас еще и из-за войны запоздало), чтобы именно сейчас, когда киножизнь в который раз понемногу реанимируется и встает, получить максимально кайфовое кино.

И как-то сложилось один к одному. Несколько трагических обстоятельств обусловили категорическую необходимость сделать этот сиквел как нельзя лучше. Как можно эмоциональнее. Как можно скорее. Или не делать вовсе. Ведь в 2012 году режиссер оригинального «Топ Гана» Тони Скотт покончил жизнь самоубийством, прыгнув с моста в Лос-Анджелесе. А в 2014 году из-за рака гортани актер Вэл Килмер, сыгравший в фильме пилота-курсанта элитного училища ВМС США (кстати, в сиквеле героиня Дженнифер Коннелли, задорная красавица-барвумен Пенни, насмехается над Мэверика как раз по поводу его принадлежности к ВМС, а не ВВС, потому что моряк из него никакой) по прозвищу Айсмен (первоначально выступает антагонистом, соперником главного героя, и в конце концов становится его другом и побратимом), почти полностью потерял голос и возможность говорить. И все же в продолжении актер повторил свою роль: его Айсмен так же предстал тяжело больным, с тем же диагнозом, да так же волевым и сохранившим достоинство.

Майлз Теллер с усами в образе сына погибшего гуся (смерть которого до сих пор не отпускает, бередит сердце Мэверика) действительно удивительно похож на актера Энтони Эдвардса в молодости. И между его персонажем и главным героем (тем самым мерзавцем и отчаянным, смутьяном и мечтателем, что и тогда, только «немного» старшим) искрит особая близькісна химия. Они друг другу и враги, и друзья, и напарники, и отец и сын... И отражение друг друга, потому что слишком похожи упрямыми, мятежными характерами и одержимыми грезами о небо и только небо, без которого не будет им на земле счастье. Поэтому история повторяется, как и, в конце концов, все человеческие истории.

Как и в первом фильме, в кульминации молодые лейтенанты-пилоты должны выполнить «невыполнимую миссию». Как и в первом фильме, враг здесь нет имени и лица. Он реален, однако абстрактен, без опознавательных знаков, национальной принадлежности, безличная черная маска за штурвалом истребителя. Однако в глазах украинского зрителя этот безликий агрессор мгновенно конкретизируется, и история становится не просто еще более эмоциональной, а почти реальной и предельно близкой к телу и душе, таким себе почти реальным мифом о самом безумном героизме и самый отчаянный сопротивление неприятелям, напасникам, супостатам в духе «призрака Киева».

Закаты и рассветы солнца; бескрайние ровненькие и сияющие, как Млечный путь, дороги; бескрайние и вольные просторы, где так приятно и легко дышать; птицы-самолеты, бушуют, вихорять среди облаков... В сиквеле Том Круз не только летает, но и гоняет на байке и даже покоряет волны на парусной яхте. Актер и сам, как и Мэверик, — настоящий романтик, почти «беспечный ездок» современного дня американской роуд - и фридом-эстетики, подражатель автохтонной американской идеологии и первобытной истории. Не той, что про гнет индейцев и рабство черных, а альтернативной красивой сказки про свободу превыше всего.





Похожие :