Я работаю на кладбище - Я Працюю на цвинтарі (2022)

Его зовут Саша (Виталий Салий). Циничный и депрессивный, мужчину раздражает все и все вокруг, включая себя самого. Работает он на кладбище, в конторе памятников. Сашу постоянно окружают незнакомые люди, заказывающие эти памятники для умерших близких. Больше всего досаждает ему Елена (польская актриса Виктория Городецкая), которая никак не может определиться с надгробной плитой для своего умершего ребенка. Ну а от бывшей жены у Саши есть дочка-подросток, отношения с которой у него далеко не самые лучшие.

Руководит погостом бог весть сколько лет порядочный и уважаемый Петрович (Виктор Жданов). Заносит кому и когда надо деньги и его никто не трогает. И появляется новый директор (Алексей Тритенко) — жлоб в бордовом костюме, который не брезгует откровенно бандитскими методами достигать свои цели. Спокойные дни у Саши и Петровича закончились.

Это дебютный полный метр режиссера Алексея Тараненко, созданного на основе одноименного бестселлеру Павла Билянского. Согласитесь, это описание не сильно мотивирует к просмотру. Но, как настоящий, не конвейерное киноискусство, “Я работаю на кладбище” с очень многих сторон является совершенно не тем, чем может показаться. Здесь события и их развитие часто являются полной противоположностью первоначальных ожиданий. Это кино как будто и о смерти, но в значительно большей степени — о жизни. “Я работаю на кладбище” является очередным новым словом в украинском кинематографе (и таких кіновисловів, слава богу, еще немало на подходе), кирпич в здании под названием “самобытное украинское кино” и яркий образец “украинской новой волны”, которая началась в 2017 году и продолжается до сих пор. Это кино, подобное которому, даже при огромном желании, вы видимо не найдете. Так в чем такая особенность этой картины?

Во-первых, жанр. Лента относится к довольно сложному, не очень зрительскому жанру под названием драмеди. ” Я работаю на кладбище " очень удачно балансирует между глубокой многоуровневой умной драмой и незаурядным жизненным, каким-то даже панибратским юмором. Это балансирование происходит на протяжении всех 100 минут хронометража — непростые жизненные судьбы, драматические события и серьезные вопросы перемешиваются с нетипичным для нашего кино юмором, иронией, сарказмом и без искусственных речевых украшений. Ругань и мат являются неотъемлемыми, и, как во время просмотра понимаешь, крайне нужными элементами этой драмеди.

Черный юмор и мат. Можно ли шутить о смерти? А если и шутить, то как это делать, чтобы зритель не убегал из зала с проклятиями? Если это сделано талантливо и мастерски, то не просто можно, а надо. Именно черный юмор помогает авторам рассматривать вопрос о смерти не как нечто ужасное и неприкосновенно, а как действительно неизбежный процесс, который не должен мешать жить здесь и сейчас, жить на полную в гармонии с собой и окружающими. Ну и какой черный юмор без чистого, как ненависть к рашистам, прямого, как гопник с Троещины и житейского, как у копателей погоста на Лесной, мата? Действительно, это кино пестрит всеми оттенками мата, однако у меня ни разу не возник вопрос “ну зачем, ну разве нельзя без нецензурщины в этом случае”. "Я работаю на кладбище" такое же прямое и откровенное со зрителем, как и жизнь за пределами кинозала, на районе или, не дай бог, после потери близкого. Поэтому и мат в таком количестве, поэтому и слоган у фильма “Кино о жизни”.

Смыслы. Благодаря сарказма и черного юмора авторы не смеются со смерти — они ставят в противовес ей жизнь. Самым парадоксальным образом фильм под названием "Я работаю на кладбище", с соответствующим местом действия и присутствие смерти в большинстве эпизодов, является фильмом именно о жизни. О том, что происходит, когда жизнь остановилась, когда буквально закопал себя заживо, семья развалилась, когда все вокруг унылое и черное, а еще до всего этого работаешь на кладбище. Авторы буквально копаются в людях, выворачивая на свет их страхи и боли. Страх жить дальше. Боль от потерь. Однако это все замаскировано под надежду, что дальше будет светло, как бы темно ни было сейчас. И зритель этот свет буквально ощущает с киноэкрана, даже когда на нем показывают могилы и истерзанные судьбы.

Второстепенные линии и персонажи. Авторы очень тонко, на грани разрыва сумели сшить, слепить воедино множество персонажей и мелких сюжетных линий, которые так или иначе крутятся вокруг Саши. Фактически все второстепенные герои, независимо от отведенного им экранного времени-совершенно прекрасные, некартонные, фактурные и, это главное слово этой рецензии и фильма, Живые. Полдюжины клиентов Саши, каждый со своей собственной болью разной глубины и возраста, создают основной трагически-драматический фон этой киноповеди и двигают главного героя через памятники, призраки прошлого, едкий сарказм и бронебойную меланхолию. У каждого персонажа свой проработанный образ, характер и уровень горя. А также тот край, за которым это горе заканчивается или нет.

Я работаю на кладбище фильм 2022

Директор кладбища в исполнении Жданова, как и все роли в исполнении Жданова, сыгран великолепно. Понятия не имею, как должен выглядеть директор кладбища, но теперь кажется знаю. Как Петрович в исполнении Жданова.

Харизматичные скульпторы памятников, среди которых выделяется знаток Пруста и философ Валера в исполнении Андрея Исаенко. Дядя появляется буквально четыре раза, а уж хочется о нем отдельный фильм или значительно более широкую роль в несуществующем будущем сиквеле.

Грозный, и в то же время карикатурный новый директор кладбища, которого великолепно сыграл Алексей Тритенко. Ходячий набор клише, придающий ленте определенный парадийный шарм, потому что жизнь часто является плохой копией желаемого или витриной вот таких эталонных жлобов-бандитов.

Собственно, сами бандиты, которые выполняли специфические указания нового директора, а также копатели — это сплошной чернушный юмор и бутафория, которая, как ни странно, прекрасно сосуществует в драмедійних дебрях картины.

“Я работаю на кладбище” удивительно гармоничной кинематографической смесью различных жанров и смыслов, которые при других условиях, идей и под другим авторством возможно и не сработали. Режиссер Тараненко дебютировал мощно. Это артмейнстрим, который должен быть интересным киноведам, киноэстетам, артхаусникам, фестивальщикам, хипстерам, творческой интеллигенции, книголюбам, искателям нового и тому подобное. Ну и просто людям, ценящим в прежде очередь качественный контент, а не тот, о котором все говорят.

Из-за специфической тематики, названия, черного юмора и мат "я работаю на кладбище" не является первоочередным выбором так называемого массового зрителя, да и вторым по приоритетности он не всегда будет для них. И это не страшно, это обычное распределение зрительских вкусов, которые, мне верится с трудом, через войну и идейно-мотивационные факторы таки размываются. Потому что украинское. Потому что свое. Потому что качественное. Потому что без соплей и розовых слонов. Потому что, возможно, это одна из лучших работ, что даровал наш кинематограф за последние годы. Потому что это, по моему глубокому убеждению, более глубокое и просто лучшее украинское драмеди. Да и зачем вообще сравнивать — просто смотрите “Я работаю на кладбище”, смотрите именно в кинотеатрах и именно сейчас. Потому что именно это нужно, чтобы наше украинское кино выжило.





Похожие :