Синий Жук (2023) - Blue Beetle

Расширенная вселенная DC представила нового супергероя-мексиканца по прозвищу Синий жук. С одной стороны, конкуренты Marvel наконец-то тоже прибегли к этническому разнообразию и в ожидании радикального темнокожего Супермена (а новый директор студии DC Джеймс Ганн сразу пообещал радикальные изменения) представили зрителям умеренно ревизионистского Синего жука. S wю в целом положительную попытку даже можно сравнить с латиноамериканской революцией Лин-Мануэль Миранда в мире белых бродвейских и голливудских мюзиклов ... если бы не некоторые "но".Расширенная вселенная DC представила нового супергероя-мексиканца по прозвищу Синий жук. С одной стороны, конкуренты Marvel наконец-то тоже прибегли к этническому разнообразию и в ожидании радикального темнокожего Супермена (а новый директор студии DC Джеймс Ганн сразу пообещал радикальные изменения) представили зрителям умеренно ревизионистского Синего жука. И эту в целом позитивную попытку можно даже сравнить с латиноамериканской революцией Лин-Мануэля Миранды в мире белых бродвейских и голливудских мюзиклов ... если бы не некоторые "но".- Как я выгляжу? - спрашивает счастливый Хайме (еще до того, как узнал Домашние новости) у прохожего, красуясь в академической шляпе (шляпе выпускника).
- Как человек с кучей кредитов.

Герой мечтательно говорит сестре:»вот сейчас устроюсь на работу в престижную юридическую фирму, заработаю много денег, куплю нам всем огромный дом с мраморными стенами и гигантским бассейном...". И в следующей сцене действительно гордо стоит напротив такого дома. Но это дом Виктории Корд, и Хайме в нем – прислуга, с утра до вечера что-то убирает, чистит, раскладывает, старательно соскребает жвачки из-под столов, которые прилепляет его же сестра, чтобы у хозяйки не возникла мысль, что рабочие не работают и стоит их уволить... вежливо кланяется и здоровается, и «боги», сильные мира сего его, «ничтожную букашку», даже не замечают...ну а дальше нетрудно догадаться, что скарабей случайно попадает в руки Хайме и, конечно же, выбирает именно его.

Авторы (кстати, режиссером тоже выступил аутентичный латиноамериканец Анхель Мануэль Сото, а сценарий написал уроженец Мексики Гарет Даннет-Алькосер) не только из трендовой расово-этнической толерантности и политкорректности делают протагонистом мексиканца и изображают среду нищих мексиканских иммигрантов под каблуком белых толстосумов, типа притягивая за уши эту культурно-этническую инклюзию к классическим комикс-сюжетам, чтобы привести востребованную современным социумом ревизию в консервативных супергеройских историях. Ничуть не бывало. Они выстраивают повествование на совершенно уместной метафоре: Синий жук – аллегория отношения белой элиты к этническим меньшинствам как к мелким незаметным муравьям, гадким навозникам (навозным жукам, ведь именно его подобие имеет вымышленный инопланетянин скарабей), которых раздавишь подошвой и даже не заметишь.А кроме метафоры еще и используют интеллектуальную литературную аллюзию. Ведь когда Хайме, к которому присосался скарабей, начинает на глазах совершенно ошарашенной семьи превращаться в жука (и эта детализированная сцена даже похожа на фрагмент шокирующего боди-горора), это вполне можно воспринять за омаж Францу Кафке и его культовом абсурдистском рассказе «перевоплощение». Только если семья бедного Грегора Замзы отвернулась от сына в подобии гадкого жука (ведь Кафка исповедовал идеологию трагически-пессимистического отчуждения и одиночества), то семья Хайме Рейеса наоборот, приняла его в любом виде и встала за сына (брата, внука, племянника) стеной.Есть тут, наверное, и марвел-аллюзии. Ведь когда герой конфронтирует с посторонней сущностью, пытающейся управлять его телом, это однозначно рифмуется с буквально, а не фигурально внутренним конфликтом Эдди Брока и Венома. А когда уже Хайме начинает взаимодействовать со скарабеем и действует с искусственным интеллектом заодно, прислушиваясь к его советам и ловко отдавая команды, это напоминает общение Тони Старка с «Джарвисом».

Однако с другой стороны, несмотря на безусловные достоинства и смелые решения этой не просто новой, но и свежей экранизации (и несмотря на в хорошем смысле «болливудское» очарование актера Шоло Маридуэньи, звезды сериала «Кобра Кай», сыгравшего главного героя), авторам «Синего жука» не удалось избавиться от клише и обойти грубости. Они настолько сосредоточились на политкорректности, что сделали положительными всех латиноамериканских персонажей (включая даже киборга-антагониста, который в финале оказывается не поганцем, а жертвой опять-таки циничного белого истеблишмента), а единственной белой звезде Сьюзен Сарандон отвели роль единственной абсолютно аморальной и совершенно беспринципной злодейки. И не вдаваясь в культурно-ментальную глубину, из мексиканской семьи сделали ходячий (и постоянно вопящий) стереотип недалеких диванных истериков, обожающих мыльную оперу о Марии…


Видео:



Похожие :