Преступления будущего (2022) - Crimes of the Future - Les Crimes du Futur

Маэстро боди-горора Дэвид Кроненберг, который в свое время сделал этот поджанр одновременно и артхаусным, и зрительным, возвращается к эстетике, с которой начал режиссерскую карьеру полвека назад. С одной стороны, это безусловно знаковое и величественное возвращение, ибо «Преступления будущего» показывают канадского мэтра именно таким, каким он когда-то поразил и ошеломил как критиков, так и будущих фанатов. То есть это чистый, голый и первозданный Кроненберг, без примесей и переосмыслений творческого тона. С другой стороны, это Кроненберг, которого мы видели уже десятки раз, совсем не новый и совсем не революционный.

Фильм под названием «Преступления будущего» Дэвид Кроненберг уже когда-то снимал, очень давно. Это была работа 1970 года, когда постановщик был еще студентом или только что выпустился. Вторая попытка полного метра и первая лента на тему мутаций человеческого тела, ставшие в конце концов визитной карточкой режиссера на много лет вперед. Это был фильм продолжительностью всего лишь семьдесят минут, нарочито экспериментальный, без звука (потом был наложен закадровый голос главного героя) и, конечно же, без звездных актеров. Он рассказывал о будущем, в котором массовое отравление косметическими средствами убило всех женщин, поэтому человеческая раса перестала размножаться; об ученом, пытался остановить эпидемию и спасти наш род; о маленькой девочке, которая стала последней женщиной на земле, и о сумасшедших сектантов, которые пытались эту девочку оплодотворить.

Сперва считалось, что Кроненберг снимет ремейк своей ранней работы, которую очень мало кто видел. Увеличит хронометраж, добавит диалоги, украсит звездным кастом и осовременит изображения технологиями. Что ж, хронометраж постановщик действительно увеличил, добавил диалоги, украсил звездным кастом..., только никакой современной графики вы здесь не найдете, потому что это же Дэвид Кроненберг, а не Голливуд. Поэтому "Преступления будущего «2022 выглядят может и не так, как» Преступления будущего" 1970, однако точно как фильмы Кроненберга 1990-х годов. И главное-никакой это не ремейк.



В оригинале главный герой-ученый, ища лекарство от гибели человечества, встречает на протяжении своих поисков разных людей, в частности людей с физическими мутациями (ведь именно мутация – ключ к эволюции, а эволюция – гарантия продления жизни). Один из тех людей – мужчина-опухоль, которая продуцирует внутри собственного тела различные новейшие органы непонятного назначения. Именно об этом мужчине и рассказывает новая версия «преступлений будущего». Так что это не ремейк, а своего рода спин-офф. И сыграл мужчину с опухолями Вигго Мортенсен, для которого это аж четвертое сотрудничество с Кроненбергом после «оправданной жестокости», «порока на экспорт» и «опасного метода».

Его персонаж – художник будущего, где люди буквально потеряли ощущение боли, и где вообще все ощущения притупились; где эволюция идет над прискореним путем, и человеческое тело постоянно мутирует, только смысл в том разглядеть пока что трудно. Художник в отличие от других боль чувствует, и ему постоянно болит, потому что организм постоянно продуцирует новые и новые опухоли. Чтобы это приобрело какой-то смысл (пусть не биологического, а искусного), он устраивает арт-перформансы с процесса хирургического удаления своих новообразований, и эти спектакли, похожие на публичный половой акт, пользуются большой популярностью... Леа Сейду играет соблазнительную партнершу и ассистентку перформера, что, собственно, и проводит арт-операции, а затем делает татуировку на удаленных органах. Кристен Стюарт сыграла девушку-госслужащего, работающую в конторе реестра новых органов; офисный бюрократический планктон в скучной одежде, в которой хирургические спектакли или хирургические реалити-шоу внезапно пробуждают интерес, восхищение, желание и похоть.

С одной стороны, все эти якобы шокирующие элементы сюжета и эстетики выглядят забавными, захватывающими, остроумными, эпатажными. И разрезы на теле, закрытая на застежку-молнию; и живые органические компьютерные мебель и оборудование (кресла, кровати-колыбели, медицинские боксы); и мальчик с пластикопереробною пищеварительной системой; и танцор с зашитыми глазами и ртом и десятками ушей на теле (и лозунгом перформанса «Достаточно смотреть и говорить. Пришло время слушать»)... И с другой, все это так или иначе отзывы прошлых работ Кроненберга: «Экзистенции», «Автокатастрофы», «Связанных к смерти»... и даже «Звездной карты». Режиссер не снимал восемь лет (это самая длинная пауза в его пятидесятилетней карьере), и вот выдал некую квинтэссенцию-попурри своего значительного творчества.

"Хирургия-новый секс", - говорит героиня Кристен Стюарт. Но несмотря на абсолютно обнаженную и безусловно привлекательную Сейду, приближающуюся к оргазму с каждым разрезом плоти, "Преступления будущего" лишены сексуальности. Если сексуальные девиации "Автокатастрофы «были поистине соблазнительными и чувственными, хотя и невыразимо ужасными и поразительно патологическими, то извращения и отклонения» преступлений" не вызывают никакого генитального смятения. Кажется, Кроненберг намеренно создал мир подчеркнуто асексуален и безнадежно пластиковый, в котором порядок вещей перевернулся вверх дном, и мебель стали живыми, а люди – пластмассовыми. Именно так (несексуально и синтетически), надо думать, по мнению художника, выглядит сегодняшняя жизнь.

Сатира на пластическую хирургию, звездность, современное искусство очевидно рифмуется с сатирой «Звездной карты» на Голливуд. И как и всегда, дерзкий канадец выступает откровенным и радикальным «безбожником». По Кроненбергу, в теле нет никакой там души, есть лишь мясо... и немного ума. И человечество, которое либо потеряло, либо никогда и не имело духовности, одержимо проникновением в тела друг друга. Одержимое проникновением в свой и чужой «внутренний мир». Только за Кроненбергом «внутренний мир» — не метафора, а тупо внутренние органы.





Похожие :